Как появляются исторические мемы. Переход Суворова через альпы

16 (27) сентября 1799 года Александр Васильевич Суворов начал восхождение на перевал Паникс (2407 м) — самый высокий перевал, преодолённый им во время Швейцарского похода. Ровно через сто лет Василий Иванович Суриков создал картину «Переход Суворова через Альпы», где он запечатлел Суворова именно на этом перевале. Я сравнил картину с фотографией перевала Паникс, сделанной 11 сентября 2009 года (за две недели до 210-летия перехода) и решил разобраться почему на картине изображено столько снега. Начну я из далека. Кто-то из великих сказал, что история это структурированный образ прошлого. Причём, как заметил французский учёный Паскаль Буайе, структуризация истории происходит не благодаря изучению исторических фактов, а благодаря появлению мемов — базовых единиц передачи культурной информации. Так, например, при упоминании Суворова, я сразу вспоминаю, его переход через Альпы, с детства перед глазами мем — картина Сурикова, остальные военные приключения Суворова в голове не сидят. Появлению картины и её успеху способствовали другие мемы — «Альпы» и «переход». Сочетание этих мемов в англоязычном поисковике (crossing Alp) даёт имя «Ганнибал». Историографы XIX века оживлённо спорили по поводу- как Ганнибал перешёл именно Альпы, на эту тему написаны сотни работ. Как Ганнибал перешёл Пиренеи никого не интересовало. Видимо слово «Альпы» звучит сакрально для европейского уха. Василий Иванович, выбиравший для своих картин только ключевые моменты российской истории: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин» и т д , интуитивно выбрал правильное решение- украсить историю России мемом «Альпы». wiki Другим мемом являлось слово «переход», вернее «восхождение», так как напрямую ассоциировалось с «Анабасисом» (Восхождение) Ксенофонта, произведением на то время культовым. Оно было в программе практически всех школ и гимназий Европы. Не буду цитировать Ксенофонта, процитирую Бродского. Он в поэме «Post aetatem nostram», описывая муху попавшую в мыльную пену, допустил такую метафору «Она, как бедные пельтасты Ксенофонта, в снегах армянских, медленно ползёт».
Источник: sciencepop.ru

oskarkuchera